5 мар. 2012 г.

Подготовка самоката Razor A5 Lux к началу сезона

В Питере весна занимается отвоевыванием своих позиций, правда увы пока-что с переменным успехом. Солнечный день, когда почти весь асфальт становится сухим, сменяется на следующие сутки утром с падающим снегом и слякотью пополам с солью на дорогах.
Но настоящие роллеры, велосипедисты и ... эээ ... "скутеристы" уже занимаются подготовкой своих железных коней к началу сезона.
Настоящий пост будет посвящен описанию подготовки самоката Razor A5 Lux к тому времени, когда асфальт наконец-то станет чистым и сухим.

К сожалению, так сложилось, что фотографий процесса разборки самоката у меня нет. Поэтому будут только фотографии процесса сборки, с моими комментариями.

Вот так вот выглядит "дизассемблированный" Razor:
"Матчасть" вместе с "инструментальными средствами"
Всякая мелочь, заставляющая большие детальки с верхней фотографии работать как надо
Все это "великолепие" мы и будет собирать в единое целое.

Для начала, необходимо отчистить детали самоката от ржавчины. Мне повезло, у меня ржавчина появилась лишь на тормозной колодке, в той ее части, что ближе к оси, на которой крепится вся "тормозная система":
Для очищения этой детали я использовал некий "Преобразователь ржавчины", купленный в ближайшем строительном магазине:

Достаточно зашкурить проблемные места и хорошо (с нажимом) протереть их этим раствором. Вот, удовлетворяющий меня, результат:

Если вы разобрали "рулевую колонку" полностью, вплоть до больших кольцевидных подшипников (видны в правой нижней части фотографии с "мелочью"), то начните сборку самоката с нее. Хорошо смажьте как сами подшипники, так и их посадочные места, при этом следите, чтобы смазка не попала на резьбу или на внешние части деталей. "Гайку" - посадочное места для верхнего подшипника (вторая справа, вторая сверху деталь) не нужно закручивать со всех сил - просто закрутите ее и все. Зато вот вторую гайку (деталь в правом верхнем углу) следует закручивать, что называется от души. Но и здесь важно не переборщить, иначе руль будет поворачиваться с трудом.

На получившуюся конструкцию нужно накрутить трубу, с утолщением внизу - нижнюю часть "рулевой колонки". Внизу, у этой трубы есть что-то, похожее на резьбу, которая накручивается на то, что у нас вышло на предыдущем шаге.


Затем на трубу нужно накинуть вот эту деталь:
Затягивать пока ничего не нужно - за счет "утолщения" внизу мы можем свободно вращать рулевую колонку. Так можно будет поставить руль прямо, без перекосов влево или вправо.
Теперь, вставим в нижнюю часть рулевой колонки ее верхнюю часть (предварительно накинув на верхнюю часть нижеприведенную деталь):

Как видно, в этой детали есть отверстие с резьбой. Вкрученный туда винт, предохранит верхнюю часть рулевой колонки от внезапного выдергивания.

После всех этих манипуляций нужно установить руль так, как он должен стоять - перпендикулярно направлению движения (если смотреть сверху). Теперь можно затягивать хомут, установленный нами на нижнюю часть рулевой колонки:
И можно собирать второй хомут, который используется, чтобы зажимать верхнюю часть рулевой колонки в разложенном состоянии. Вначале, на винт надевается металлическая прямоугольная шайба, затем винт вставляется в хомут и с другой стороны на него надевается пластмассовая шайба. После чего винт закручивается в хитрой конструкции из цилиндрической гайки, вставленной в ручку, которой "скутерист" зажимает рулевую колонку.
Винт с надетой металлической, прямоугольной шайбой
Пластмассовая шайба, надеваемая на винт с другой стороны хомута
"Хитрая конструкция"
Все с сборе
На этом, сборку рулевой колонки можно считать законченной.

Теперь, предстоит присоединить рулевую колонку к основанию самоката - к той штуке, на которую ставится нога. Изначально, там использовалась ось, держащаяся на одном стопорном кольце, которая еще и держала защитный кожух. Но кожух я вполне успешно раздолбал, поэтому пришлось импровизировать.

Сходу, нашлось лишь решение для защиты спереди. Из внезапно оказавшегося у меня под рукой красного оргстекла я выпилил вот такую детальку:

И приклеил ее спереди, прикрыв механизм складывания от летящей пыли:

Ну а для того, чтобы закрепить ось на внезапно ставшей "тоньше" детали, я использовал большие пластмассовые шайбы, которые как-бы поджимали ось и стопорное кольцо.


Стопорное кольцо пришлось сначала разогнуть пассатижами, поставить на место и снова согнуть.
Как видно на фотографиях, перед этим я вставил штифт замка, поставил пружину (под нее пропилены пазы в штифте и в оси) и ручку в пластмассовую основу для всего этого:


Решение с пластмассовыми шайбами и разогнуто-гнутым стопорным кольцом мне показалось ненадежным. Я сходил в "Метизы" и заменил фабричную ось на болт M8x65 с неполной резьбой и на гайку вместе с гроверной шайбой.
Для надежности, я обработал резьбу красным герметиком - наиболее трудно откручивающимся, по сравнению, например с синим. Ну а гроверная шайба - на всякий случай, чтобы вероятность откручивания гайки во время езды была еще меньшей, чем она есть сейчас.


Можно сложить самокат и поставить на место всякую мелочь - переднее крыло и винт, поджимающий замок в разложенном состоянии:


Сейчас, мы подходим к самой трудоемкой части - к установке тормоза. Нам будет нужна: пружина, ось тормозной системы и головка с резьбой для этой оси.
Еще, в самом конце, потребуется пластмассовая заглушка:
Тот конец пружины, который красиво загнут и на следующей фотографии расположен ближе к зрителю, следует поместить вовнутрь основной рамы.
Другой же, прямой конец, следует поместить на внутреннюю часть тормозной колодки. Теперь, обхватив пружину пассатижами и как следует уперевшись в пол (и уперев самокат в стену), нужно совместить пружину и ось тормозной системы. Пружина достаточно мощная и этот процесс может отнять у вас много времени - я потратил два часа. Впрочем, если ваши призывы к такой-то матери будут более эмоциональными, возможно вы управитесь быстрее, чем я.
Как бы то ни было, конечный результат должен быть вот таким:
Затем, снова при помощи пассатижей, призывов к такой-то матери и истовых ударов молотком, нужно постараться довести дело до такого состояния:
Вот и все. Осталось обработать резьбу красным (!!) фиксатором и как следует все закрутить.


Финальный штрих - установка пластмассовой заглушки. Ну тут достаточно всего лишь сильно и аккуратно надавить...

Остались лишь подшипники и колеса.
С подшипниками все просто, если они у вас не оригинальные. Оригинальные подшипники сделаны неразборными, поэтому, если вы не катались под дождем и вас все устраивает, то лучше их действительно не разбирать. Если же возникла такая необходимость - сомните тонкой ("часовой") отверткой один из пылезащитных кожухов - назад вы его уже не поставите - ну и дальше все как обычно: бензин, смазка "литол" и так далее.
Я же использовал обычные, разборные подшипники (класс точности ABEC 5, даже подшипники от роликов вполне подойдут). Берем подшипник, два стопорных кольца и два же пылезащитных кожуха:

...смазываем подшипник с одной стороны, устанавливаем кожух и стопорное кольцо. Повторяем операцию с другой стороны.

Прокручиваем подшипник, чтобы смазка распределилась внутри него и вытираем его насухо.

И вот, у нас есть четыре смазанных подшипника:

Теперь, пришло время устанавливать их в колеса. На каждое колесо по два подшипника.

Вначале мы устанавливаем первый подшипник. Потом вставляем в него ось и переворачиваем колесо.

На ось мы надеваем металлический цилиндрик и второй подшипник. Вставляем его в колесо.

Теперь у нас есть два собранных колеса. Установим их на самокат.
Меньшая ось идет на переднее колесо. Винт теперь смазываем синим (!) фиксатором, иначе мы его не открутим, если понадобится...
Для заднего колеса, помимо оси и винта нам потребуются два маленьких металлических цилиндрика:
Они должны располагаться по обеим сторонам заднего колеса. Сначала идет первый цилиндрик, потом колесо, а потом сверху надевается второй.
Винт для этой оси точно также сажается на синий фиксатор резьбы, как и было сделано с передней осью.

Вот и все! Самокат полностью собран. Теперь, лучше оставить его где-нибудь в уголке на сутки, пока клей и фиксаторы резьбы не высохнут и не затвердеют.