18 мар. 2012 г.

Обычный день обычного ВТшника

Не так давно, мне в голову пришла идея сделать небольшой пост о том, как протекает день у меня, как у одного из студентов кафедры ВТ. И в этом посте, под катом, вы найдете много фотографий, описывающих, чем я занимаюсь "от рассвета до заката".
Сразу оговорюсь, что я уже на 5 курсе, поэтому не стоит по этому посту судить о том, как протекает день вообще у всех ВТшников. Например, на 2 курсе все несколько печальнее - им приходится приходить в универ пока солнце еще не встало, а уходить, когда оно уже зашло. Ну и нагрузка у них соответствующая...
Возможно, данный пост будет полезен тем, кто собирается поступать на ВТ, но не знает, что его там может ожидать.

Итак, поехали.

Как правило, мое утро начинается в 9.00, когда меня пытается разбудить своим, далеко не музыкальным рингтоном, вот эта вот железяка:
Motorola C205
Которая по совместительству является еще и моим телефоном. Когда-то у меня был слайдер от самсунга, который умел и Bluetooth, и даже ходить в Интернет через GPRS, но в метро его вытащили из кармана какие-то уроды и продали на Юноне.
Надежность железяки поражает - ей около 12-13 лет, аккумулятор ни разу не менялся и последний год эта штука просто валялась на подоконнике без какой-бы то ни было подзарядки. А заряда аккумулятора по-прежнему хватает на целую неделю.

Но несмотря на попытки меня разбудить, я выключаю будильник, включаю телефон и продолжаю лежать в полудреме дальше. Сове, подняться в 9 утра, да еще и строго по будильнику - это что-то из разряда "mission impossible".
В любом случае, через некоторое время я достаточно просыпаюсь, чтобы сознательно оторваться от кровати.
На часах уже почти 9.30 и это нормально. Я специально рассчитываю время включения будильника, чтобы подремать некоторое время после его срабатывания.

Итак, вот я вроде как проснулся. За окном более менее хорошая погода - асфальт сухой, но небо хмурое, обязательно ближе к вечеру пойдет какая-нибудь гадость - либо снег, либо дождь.

Окно маленькое, но зато у меня их целых три - я живу в доме с эркерами:

В комнате у меня приятный полумрак... Обычно, все кто ко мне приходят, говорят, что у меня слишком темно и ничего не видно. Мне же наоборот нравится такая полутьма - мне видно в ней все что надо.

Насмотрелись на улицу, теперь время проверять утреннюю почту!

На Хабре нет новых комментариев. В почте тоже ничего важного нет. Значит я иду умываться, а не строчить ответы...

Поскольку я по-прежнему несколько сонный, в ванной я торчу как минимум 15-20 минут. Вернувшись, делаю себе завтрак. Сегодня у нас в меню кофе и тульский пряник:

Изничтожая завтрак я читаю френдленты, смотрю что нового в гугл-ридере и совершаю прочие, не требующие напряжения от только что проснувшегося мозга, действия:

И я продолжаю это делать и после того, как у меня кончается кофе. До 10.30, когда я окончательно включаюсь и начинаю собираться в универ.
Первым делом, надо пойти в ванную и надеть линзы, иначе до универа я просто не дойду.


Судя по прогнозу погоды, сегодня вполне можно не выходить на улицу в зимней куртке, а ограничиться своей любимой футболкой с драконом, свитером и легкой джинсовой курткой.

Закидываю в рюкзак все, что мне сегодня может понадобиться - ноутбук, зарядник к нему, блокнот, отладочную плату и кучу кабелей для нее. Сегодня у меня всего две пары, но я приду пораньше, чтобы позаниматься своими делами. Как никак, учеба в магистратуре предполагает, что студент будет самостоятельно заниматься своим обучением, что несколько более эффективно, чем если бы ему запихивали знания в голову преподаватели.

Все вроде собрал, ничего вроде не забыл. Надеваю свои часы "настоящего ВТшника" (на которых кстати уже 11:03):

...и непременно беру студенческий, без которого меня в универ просто не пустят:

Поскольку у меня есть еще запас по времени, я решаю по пути в универ еще и заплатить за электричество. Смотрю, сколько КВт/ч у меня накрутило:

Как обычно - около сотни киловатт в час...

Прощаюсь с домашним выводком драконов и пингвинов:

И беру с собой самокат - асфальт сухой, почему бы не проехаться с ветерком до универа?

Раскладываю его на улице и еду в направлении места, где я смогу заплатить за электричество:


Здесь я беднею на 300 рублей и продолжаю свой путь в универ. А вот кстати и он, только это главный корпус, а мне надо в тот, который расположен на Биржевой.

Едем дальше, по направлению к Неве...

По пути я чуть не падаю с самоката, резко затормозив перед этой витриной. ^_^. Танчики!

А вот и Нева. Мне всего-то надо проехать через Биржевой мост на ту сторону.
Как видно, снег еще не везде сошел, Нева так вообще - до сих пор покрыта льдом, а небо - серое и сумрачное...



Отсюда уже рукой подать до нужного мне корпуса - я на площади академика Сахарова:


Осталось повернуть направо и я на месте. Зачехляю самокат...

...захожу внутрь:

...и поднимаюсь по лестнице на 3 этаж:

Сюда-то мне и надо. За этой дверью расположен учебный класс, лаборатория и "комнатка с паяльником" для студентов с направления встраиваемых вычислительных систем.

Звоню, захожу в аудиторию и внезапно встречаю своих одногруппников, которые принимают лабы у 3 курса, хотя все лабораторные у них должны быть по понедельникам, а до веселой недели с рубежным контролем еще вроде как далеко...

Они сидят в таком вот учебном классе:

За ним расположена еще одна комната, где студенты могут поработать с разнообразными железяками. Сейчас там сидит все тот же третий курс, видимо готовятся к защите лаб:

Чья-то, как минимум магистерская, работа
Кидаю там рюкзак на стул и отправляюсь к своему научному-руководителю. У меня возникли проблемы с заливкой рутовой файловой системы на Flash-память, распаянную на плате и я подозреваю аппаратную проблему - где-то что-то замкнуло...
Прохожу через "комнатку с паяльником" и по другой лестнице спускаюсь на второй этаж:



И вот, я получаю доступ к микроскопу - смотрю в него на свою плату и ужасаюсь пыли, крошкам, волосам и капелькам припоя между ножками микросхем.

В конечном итоге, плата была отмыта некоей химией (flux-off?) от всей этой гадости и я радостно возращаюсь обратно, предвкушая, что все заработает.
Но ничего не заработало... =(

Ладно, займусь кое-чем другим. У меня есть еще задание от одного аспиранта - проверить на какой максимальной скорости может работать COM-порт, путем выкручивания этой самой скорости на максимум и проверки выдаваемых сигналов при помощи осциллографа.
Внезапно оказывается, что лишь немногие чипы могут поддерживать скорость выше 115200 baud/sec, и установленный в учебную персоналку к таковым не относится. Ради любопытства тыкаю осциллографом в COM-порт, посылая туда символ '3'.
0x33, как 0x33, ничего необычного.

Ладно, не вышло с COM-портом, но это не беда - все равно мы его планировали использовать для целей отладки. В реальном приложении большие массивы данных будут пересылаться по Ethernet, но никак не через UART. Тем более, что на плате Ethernet есть:

На часах уже 14.20 - время начала первой лекции. Вот мой одногруппник настраивает проектор:

Все две группы с embedded-направления в сборе. Как видно - ни одной девушки =(. Проклятые гендерные стереотипы вида "девушка и техника несовместимы"! Аргхъ, НЕНАВИСТЬ!

Лекции у нас проходят в формате увлекательных бесед-семинаров. Я, по ходу занятия, записываю разные интересные мысли в свой блокнот.
Трудно как-то кратко охарактеризовать то, чем мы занимаемся на этих семинарах. Я бы назвал это "философией вычислительной техники". И надо сказать весьма интересной - большинство людей, в том числе и я, воспринимают вычислительную технику исключительно с позиции программиста, совершенно забывая об аппаратуре, видя ее в виде некоего "сферического коня". А потом эти же люди, потратив целый месяц зря, бегают на второй этаж, чтобы проверить нет ли замыкания между ножками микросхемы, хотя нормальный человек, который не подходит к вычислительной технике лишь с позиций программиста, должен был сделать это еще месяц назад.

На следующее занятие у меня будет доклад - как обстоят дела с квадрокоптером, а точнее - как я проектировал управляющий модуль для него, чем я при этом думал, где ошибся и так далее. Это не ирония, дела там действительно обстоят не слишком радужно. Хотя железная часть уже собрана (все как обычно - хотели квадрокоптер, а получили какой-то Ка-52, который спокойно поднимает стол, к которому привязан):

Время 15.40 - конец первой лекции. Осуществляем массовый набег на столовую. Надо сказать, что столовая здесь гораздо лучше, чем в главном корпусе - здесь тише, вкуснее и уютнее (и людей меньше). Красота!

Я беру свой стандартный набор - мясо, гарнир к нему и кофе с чем-нибудь...


Все это оперативно изничтожается и я возвращаюсь на 3 этаж. Там оказывается многолюдно - постепенно подтягивается народ, который тоже занимается квадрокоптером - у нас вечером будет собрание.
Лекция еще не началась, поэтому я продолжаю "воевать" со своей отладочной платой. Отладочная плата не сдается.



Вторая лекция. Появились новые записи в блокнотике...


А между тем, "квадрокоптеристы" все подтягиваются и подтягиваются...

Как видно, среди нас есть и девушки (целых две!). Дракон ликует! Девушки! На embedded-направлении! Добровольно! Уняня! ^_^

Начало собрания. У меня тряслись руки, поэтому снимок вышел немного смазанным...

Вот научный руководитель обрисовывает наш стиль работы над задачами. Есть черепашка, которая бьется головой о плинтус. Она может сделать это чуть левее от того места, где она бьется, может сдвинуться чуть правее, может попробовать с разбегу. Но оказаться по ту сторону стены у нее не получится...

Ведь она не знает, что в паре метров от нее есть дверной проем!

После окончания совещания и раздачи всем заданий остаются самые стойкие и начинают планомерно выносить друг другу мозг:

Но вот уже около 19 часов, пора возвращаться домой.
Пока я сидел в аудитории, на улице капала какая-то мерзопакостная смесь снега и дождя и как результат - асфальт весь мокрый и местами даже есть лужи. Придется идти до дома пешком и тащить самокат на ремне...

На улице все по-прежнему - серо, мрачно и уныло...


Мне нужно было себя как-то развеселить и я зашел в аптеку за амфетаминками витаминками, а потоми и в магазин за вкусняяяшками.

Пока я дошел до дома уже окончательно стемнело.

Вот, что у меня было с собой, для небольшого поднятия настроения:


Отфильтровал и вскипятил воду:

Развел в чашке витаминную таблетку и принялся угощаться вафельным тортиком, жестоко порубанным саперной лопаткой:

Правда, трапеза была немного омрачена тем, что у меня отвалился интернет. К счастью, проблема быстро решилась рестартом сетевого интерфейса. Обычно, в прошлые разы приходилось ждать, пока модем провайдера найдет сеть или лезть в пыль и рестартовать свою маленькую коллекцию сетевого оборудования - модем и роутер:



На часах уже 21:14. Я поедаю яблочный пирог под звуки готик-металла (кажется, это был UNREAL) и проверяю френдленты и почту.

Внезапно, меня приглашают на рок-концерт - естественно, я соглашаюсь, ведь я еще ни разу не был ни на каком концерте (!), и добавляю событие в гугл-календарь. Я всегда добавляю мало-мальски важные события туда - у гугл-календаря есть очень удобное оповещение по E-mail'у и по SMS.

Теперь, пора позаботиться о душе о нашем проекте, а именно - надо занести результаты с сегодняшнего совещания в журнал проекта, чем я сейчас и занят:

У меня осталось еще немного времени и я решаю поделать одну лабораторную, которую нужно сдать в эту среду. А к среде мне надо подготовить еще и лекцию для второго курса (для тех его представителей, которым интересен embedded), поэтому делать все в последний день и прийти в среду в универ с синяками под глазами и невыспавшимся - не вариант...

Ну вот, уже полночь. Я иду спать, предварительно немного почитав книжку. Люблю читать книги перед сном, это так умиротворяет...
Сегодня я читаю Пола Экмана: "Я знаю, что ты чувствуешь" - об эмоциях и их роли в человеческой жизни для чайников.
Все, час ночи, /me turned off.

С вами был обычный ВТшник. bb gg